Вестник Отечественные инновации в Токио: как продавать технологии в самой технологически развитой стране мира

Arsenn32
Arsenn32
Премиум
Регистрация
08/01/2019
Сообщения
5.841
Репутация
19.561
Отечественные инновации в Токио: как продавать технологии в самой технологически развитой стране мира

Отечественные инновации в Токио: как продавать технологии в самой технологически развитой стране мира


Многие, думая о Японии, представляют не только Страну восходящего солнца, но и место зарождения технологий, мир роботов и инноваций. Так ли это? Безусловно. Но эти достижения науки и техники не гарантируют, что вы сможете удобно заплатить за парковку или расплатиться на кассе смартфоном.

Инновации японцы внедрят только там, где посчитают нужным. А значит, вы можете прыгать из прошлого века в цивилизацию 3000-х, просто перемещаясь по городу.

Поражающие воображение роботы не встретят вас в аэропорту Нарита. Вас будут ждать видавший виды терминал, устаревшая система распознавания отпечатков пальцев и смешные картинки с котятами в зоне регистрации прилетевших иностранцев.

Про банковские технологии в Японии свой взгляд изнутри рассказали участники российско-японского форума, прошедшего недавно в Токио — первый банк в мессенджерах TalkBank. Это не просто банк, но и инновационная компания, резидент фонда Сколково и выпускник акселератора ФРИИ.

Именно поэтому банк в мессенджерах выбрали среди других потенциальных участников, и в самом начале весны 2019 года команда TalkBank отправилась в Токио, чтобы представить на японском рынке российские инновации.

Япония — одна из передовых экономик мира, занимает третью строчку по объему национального валового продукта, много лет лидирует в рейтинге самых технологичный стран. Что — спросите вы — японцам могут предложить российские стартапы? Ответ - технологии, которых в Токио еще нет. Например, банк с чат-ботом на основе искусственного интеллекта.

Попадая в Японию, вы оказываетесь в совершенно другом мире. Привычные для европейского человека бизнес-модели могут просто не сработать. Так что участие в форумах — это, в первую очередь, возможность изучить рынок, культуру и менталитет страны. Многое, действительно, удивляет.

Пока в России массово внедряют каждое новое решение, в Японии придерживаются своего восточного восприятия вещей. Зачем придумывать инноваций ради инноваций? Если что-то работает, выполняет свою функцию и востребовано, трогать это совершенно не нужно.

К примеру, паркоматы там до сих пор работают на монетках и платить нужно каждый час. Хотите на пару часов оставить машину? Оплатите час, когда это время закончится, вернитесь и оплатите еще один. Никаких приложений и дистанционной оплаты — чистая механика и обычные монетки. Надо сказать, что парковка здесь — одна из самых дорогих в мире. В некоторых центральных локациях придется отдать до 6000 рублей в час.

Можно ли продать японцам проект новых паркоматов? Маловероятно. Ведь и старые пока нормально работают.

Удивляет спрос на, казалось бы, «допотопную» технику. Район Акахибара славится торговыми центрами сверхсовременной бытовой техники и электроники, и почти в каждом магазине можно найти кассетный магнитофон и CD плеер.

«Тормозит» внедрение части инноваций и борьба с безработицей. В России и то, нет-нет, да и всплывет очередная порция страхов, как нас всех заменят искусственный интеллект и роботы.

В Японии это даже более реально, но рабочие места, особенно на низкоквалифицированных должностях не сокращают. Нельзя же просто поставить новые паркоматы и уволить всех людей, достающих монетки?

Или вот вам почти анекдотичная задача: сколько нужно японцев, чтобы показать водителю, как объехать ремонтные работы? Столько, сколько нужно создать рабочих мест. Да, несколько человек будут махать фонариками, указывая путь там, где справился бы и один человек, а то и вовсе — небольшая гирлянда с мигающими лампочками.


Япония — страна трудоголиков, которая начинает стареть. Молодые специалисты ищут высокие доходы и стараются делать карьеру, а роли обслуживающего персонала и простые специальности, как и в нашей стране, постепенно переходят на мигрантов.

Власти смягчают миграционную политику, дают рабочие места и квоты для низкоквалифицированных сотрудников из других азиатских государств. На те же должности идут и пожилые люди, чей менталитет не позволяет жить без работы.

Но вернемся к весеннему форуму в Токио. Задачи его проведения понятны: в связи с последними политическими событиями, мы смотрим на Восток, в сторону азиатских стран и их инвестиций в российскую экономику.

Россия является одним из мировых технологических лидеров, наши технологии на глобальном рынке конкурентоспособны и привлекательны. На форуме были представители как из области промышленности, так и сфер IT и искусственного интеллекта.

Не обошлось и без официальных лиц - приехали чиновники, главы регионов, посол России в Японии, представители разных департаментов, в том числе поддержки предпринимательства. Последние рассказывали о возможностях для российских компаний на местном рынке. То есть форум призывал нас посмотреть, чем две страны могут быть друг другу полезны.

Основная программа состояла из нескольких блоков: официальной части с выступлениями обеих сторон, неформального нетворкинга и выездных экскурсий.

Бизнес-делегация посетила местное агентство по привлечению инвестиций и стартапов в Японию, представители российских регионов встречались с представителями японских провинций, обсуждали вопросы развития и дальнейшего сотрудничества.

Так какие же российские инновации актуальны для Японии? В рамках форума представители японской стороны заинтересовались технологиями и методами работы TalkBank. Даже те, кто не имел отношения к финансовой сфере, говорили, что непременно пользовались бы таким банком.

Специалисты расспрашивали, насколько масштабируема технология, действительно ли искусственный интеллект распознает основную массу обращений, можно ли подключать к этой модели сотрудников — то есть гибридная ли используется модель.

Переход банковских технологий в чат-боты и голосовые помощники — это, действительно, эволюция банкинга. Многие удивлялись, что такое существует и уже есть в России, хотя Япония привыкла считать себя передовой «робото-страной»: именно они первыми запустили человекообразных роботов.

На выступление Михаила Попова, руководителя TalkBank, пришло более 200 человек: представителей государственных органов Японии, инвесторов, крупного и среднего бизнеса. Многих удивила и заинтересовала технология, а также подход к построению бизнес-модели.

Надо сказать, что про TalkBank некоторые японские специалисты уже слышали. У российского банка в мессенджерах уже были переговоры с японскими корпорациями, которые рассматривают TalkBank в качестве объекта инвестиций или партнеров. В рамках форума получилось продолжить общение на более высоком уровне.

Наравне с TalkBank выступали представители URemont — агрегатора станций техобслуживания. Был также представлен российский проект, который занимается искусственным интеллектом с точки зрения анализа коммуникаций на предмет эмоций. Это позволяет узнать, насколько человек переживает, радостен или зол, когда коммуницирует как через аудиоканалы при звонке в колл-центр, так и в переписке в чатах.

Большой интерес со стороны японских промышленников вызвало выступление представителей Титановой долины — промышленного парка, особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Свердловской области, нацеленной на производство изделий из титана, оборудования для металлургии, тяжелое машиностроение.

У Японии таких ресурсов нет, а этот металл является ключевым в строительной и космической промышленности. Титан — довольно редкое ископаемое, и больше половины разведанных запасов титановых руд находится в России.

Сами японцы активно рассматривают российский рынок для инвестиций и представления здесь своих компаний и услуг — это их общая экспортная стратегия развития экономики.

На форуме активно говорили о росте туризма из России в Японию, о том, что они прилагают все больше усилий для повышения туристической привлекательности страны и упрощения визового режима. В частности, еще недавно метрополитен был полностью на японском, сейчас добавлена интернационализация, можно посмотреть названия станций на английском.

Как мы уже говорили, Япония — удивительная страна, где технологии и внедряются развиваются крайне выборочно. Если взять банковскую сферу, то люди там по-прежнему ходят в отделения. И хотя в большинстве торговых точек принимают магнитные карты, далеко не везде принимают карты с NFC-чипом, а технологии ApplePay или GooglePay практически не развиты.

Хотя, вероятно, это больше вопрос политический: очевидно, что сами терминалы поддерживают этот стандарт, но протокол не подключен. При этом есть около десятка японских платежных систем, с помощью которых можно расплатиться через мобильное приложение в магазине, что говорит о высокой конкуренции на рынке, с одной стороны, а с другой — о защите местного рынка от глобальных иностранных игроков.

Видимо, переговоры с Apple и Samsung были не до конца успешны, поэтому их платежные системы не так широко представлены на рынке.

Самих банков в Японии не так много: крупнейшие 10 банков страны занимают 90% рынка финансовых услуг. В целом, люди пользуются различными японскими платежными сервисами. Но в этой нише явно есть место для технологичных банков.

К примеру, на решение от TalkBank для микрофинансовых организаций представители партнера сказали: «Это именно то, что нам нужно!», так что в ближайшее время ожидается внедрение этой технологии на японском рынке.

Да, в Японии вы не сможете оплатить парковку через смартфон, не найдете магазин с возможностью использовать ApplePay, а форма местных полицейских, кажется реквизитом старой комедии о временах британской колонизации, зато только здесь вы увидите невероятно технологичные унитазы.

В любой, даже самой дешевой забегаловке стоят унитазы с подогревом сидений, встроенным биде и музыкальным сопровождением с хорошей акустикой. На фото – пульт управления унитазом.

Контраст проявляется во всем. Сдержанная японская делегация выглядела максимально консервативно. Несмотря на строгость в одежде и бизнес-культуре, страна открывается новым технологиям, смотрит, какие идеи, решения можно привлечь, чтобы повысить эффективность собственного бизнеса, и с чем можно выходить за рубеж.

Только здесь вы можете увидеть смешных детских персонажей в рамках серьезной или деловой коммуникации. В бизнес-центре список офисов может быть оформлен котятами и слонятами. Наряду с этим все — от рядового клерка до президента компании — ходят в застегнутых на все пуговицы деловых костюмах.

Вы не услышите разговоров в метро, там даже в час-пик царит тишина, девушки на улице будут прикрывать рот, если захотят посмеяться, но при этом на лице у серьезного офисного сотрудника может быть аптечная маска, на которой нарисованы веселенькие кошачьи усы. В каждой мелочи — особенный восточный менталитет.
 

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать или скачивать материалы!

У вас должна быть учетная запись, чтобы оставлять комментарии

Зарегистрироваться

Создайте учетную запись. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь.

Похожие темы

Arsenn32
Ответы
0
Просмотры
583
Arsenn32
Arsenn32
Сверху Снизу